Советы учителя-логопеда на Новогодние каникулы
Уважаемые родители, приближается яркий и долгожданный праздник – Новый год! Вместе с ним приходят и новогодние хлопоты. Позвольте дать вам несколько логопедических новогодних советов.
В первую очередь для детей Новый год начинается тогда, когда они вместе с вами украшают квартиру и, главный символ праздника - елочку. Используйте эти моменты для развития лексико-грамматической стороны речи, обогащения словарного запаса воспитанников. Каждое действие сопровождайте словом, дидактической игрой.
Поиграйте с детьми, например, в игру «Посчитай снежинки». Она поможет закрепить согласование числительных с существительными (одна, две, три снежинки…).
Украшая окна и стены, попросите детей вам помочь, поясняя, где разместить снежинки или узоры. Это позволит развить умение ориентироваться в пространстве, использовать предлоги «над», «под», наречия «слева» и «справа».
Наряжая елку, поиграйте в игру «Новогодние игрушки». Попросите описать игрушки (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние и т.д.). Предложите каждому ребенку составить предложения с двумя словами - признаками о елочной игрушке, которую он берет из коробки, чтобы повесить на елку; сказать, куда он ее повесит. Дайте образец: - Я взяла блестящий красный шар. Я повешу блестящий красный шар на елку. После того, как елка уже украшена, попросите назвать игрушки. Дайте обобщающее понятие «новогодние игрушки».
Дети с удовольствием не только украшают, но и готовят различные новогодние поделки: оригами, аппликации, узоры. Поиграйте с ними в игру «У кого самая ажурная снежинка?», попросите вырезать как можно больше отверстий на ней. Используйте пальчиковые игры на новогоднюю тему. Это все способствует развитию тонкой моторики, а также активизации речи детей.
Помогает формировать речь детей народное творчество, отраженное в сказках, пословицах и загадках. Знакомя с художественными произведениями, вы поясняете новые неизвестные слова, чем обогащаете словарь детей.
Особое внимание в подготовке к празднику уделяется стихам. Не секрет, что у многих детей нарушена звуковая сторона речи, поэтому следует это учитывать при их подборе. Если ребенок не выговаривает звук [р], то не следует использовать стихи, в которых часто встречаются слова с этим звуком. Подбирать необходимо произведения, которые доступны для проговаривания ребенком.
Например: Н.Тимофеева, Г.Красикова (стих. без звука Р) "КРЕАТИВНАЯ ЁЛКА"
При заучивании слов необходимо помнить о речевом дыхании ребенка, о паузах и интонации. Учите детей произносить строчку на одном выдохе, не разрывая фразу вздохом.
Побеседуйте с ребенком, задавая вопросы. — В какое время года мы празднуем Новый год? (Зимой.) В каком месяце? (В декабре.) Это последний месяц уходящего года. — В каком месяце наступает новый год? (В январе.) — Как люди празднуют Новый год? (Наряжают елку, шьют карнавальные костюмы, дарят подарки друг другу, веселятся вокруг елки.) — Как и чем наряжают елку? (Вешают игрушки.) — Игрушки, которые вешают на елку, как называются? (Елочные игрушки.) — Какими елочными игрушками вы наряжаете (наряжали) елку (дома и в детском саду)? (Шарами,дождиком, гирляндами, сосульками и т. д.)
Предлагаю поиграть в игру «Третий – лишний» (определение рифмы): - Снежинка, пушинка, снеговик. - Коньки, деньки, лыжи. - Метель, капель, вьюга. - Шубка, юбка, шарфик.
Игра «Доскажи словечко» Стали белыми дома, Значит к нам пришла … (зима). С неба падают пушинки, Плавно кружатся … (снежинки). Больно щиплет щеки, нос, Гонит на домой … (мороз). На катке спортсменов ждет Для занятий твердый … (лёд). Ком на ком, и вот возник Под окошком … (снеговик). Всех детишек ёлка ждёт В зимний праздник Новый … (год).
Новогоднее время такое насыщенное и так быстро пролетает. Остаются фотографии, видеосъемки, рисунки детей. Обязательно просматривайте их. Вспоминая праздничные события, дети ненавязчиво будут повторять, и закреплять новые слова, эпитеты, стихи и песенки. Счастливого нового года!
Статью подготовила учитель – логопед Спиридонова Марина Владимировна |